читать первую часть
Сегодня на
просторах сети Интернет, в ходе различных мероприятий, а зачастую и в средствах
массовой информации в сознание граждан Приднестровья активно внедряется несколько
тем, изменяющих парадигму приднестровского общества. Попробуем обосновать данное
утверждение путем рассмотрения навязываемой Приднестровцам повестки дня,
направленной на дискредитацию роли России в обеспечении жизнеспособности
Приднестровья. Речь идет о следующих информационных
воздействиях:
1.
«Россия столько
помогает, а экономика все равно в разрухе»;
2.
«у Кремля много
башен»
3.
«Приднестровье
для России – это разменная карта».
Рассмотрим
каждое из них по отдельности.
«Россия столько помогает, а экономика все
равно в разрухе» - этой формулой внедряется мысль о том, что российская
помощь является недостаточной, Россия не хочет оказать действенную помощь своим
гражданам, действия её руководителей непрофессиональны и небескорыстны.
Подспудно вводится мысль, что Приднестровью нужно искать другого, более богатого
и умелого покровителя. Альтернативным покровителем, естественно, является западный
проект, подключение к которому возможно через институты Республики Молдова.
При этом замалчивается
объем российского участия в экономике Приднестровья (как вариант, данное
участие представляется само собой разумеющимся и нескончаемым), не осуществляется
сопоставление его с преференциями, получаемыми Приднестровьем от западных
структур. Одновременно выпячиваются мелкие точечные результаты вливания в
Приднестровье западных грантов.
Но самое
главное – от народа Приднестровья путем замалчивания скрываются действовавшие
до недавнего времени условия взаимодействия России и Приднестровья. Эти условия
состоят в том, что Россия оказывает поддержку, а не осуществляет управление
экономическими и социальными процессами в Приднестровье. Данное умалчивание
происходит не спроста. Ведь, владея такой информацией, наши граждане смогут разобраться
в том, что тот беспрецедентный объем помощи, оказанный и оказываемый Россией
народу Приднестровья, не дал ожидаемого результата только вследствие непрофессионализма
и вороватости высших приднестровских чиновников, которые руководят страной на
различных должностях уже очень долгое время.
Почему дело
обстоит именно так - можно сделать вывод из результатов реализации
Приднестровскими государственными деятелями программы приватизации,
использования «газовых денег», эффективности реформы жилищного хозяйства,
эффективности работы государственного аппарата, использования земли и других
природных ресурсов, реализации межправительственных договоренностей с
Российской Федерацией по выходу на российские рынки, осуществлении мер по
реструктуризации экономики республики, промышленной и сельскохозяйственной политики
и т.д.
Если до
недавнего времени российская сторона данный аспект отношений публично не
афишировала, то в настоящее время об этом говорят открыто. Во время последней
встречи заместитель Председателя Правительства России Г.И. Букаев прямо заявил в
апреле на встрече с Председателем Правительства Приднестровья П.П. Степановым о
том, что страна зря потеряла последние пять лет.
Именно данный
факт привел к тому, что Россия отказалась от посредничества тогдашним
руководством исполнительных органов власти Приднестровья в финансовой части
взаимоотношений. Но финансовая прозрачность является достаточным условием для
реализации только относительно простых проектов (если смотреть с точки зрения
их исполнения), например, таких как адресная помощь пенсионерам. Более сложные
проекты по реструктуризации экономики республики требуют наличия взаимопонимания
Российской стороны со всеми ветвями власти Приднестровья, в т.ч. с
исполнительной властью Приднестровья, а
также налаживание продуктивного взаимодействия собственно различных ветвей
власти внутри республики. Поэтому мы должны понимать, что пока данное
взаимопонимание не будет найдено не следует ожидать участия России в реализации
экономических проектов, существенно изменяющих ситуацию в республике.
«У Кремля много башен» - предлагается
принимать решения, не оглядываясь на мнение Российской Федерации, формулируемое
российскими органами государственной власти. Такое предложение пренебрегать
мнением российского руководства объясняется тем, что, во-первых, Россия
взаимодействует с народом Приднестровья, а не каким-то лицом, занимающим ответственный
пост, потому российское руководство будет активно работать в любым избранником
народа Приднестровья, во-вторых, приднестровские власти все равно сумеют
наладить диалог с российскими официальными лицами, принимающими решения, через
какие-то параллельные структуры, вроде бы имеющие контакт с российским руководством.
Авторами таких
утверждений являются люди, не имеющие взаимосвязи с руководством России. За
такими аргументами они скрывают желание использовать доверие приднестровского
народа для своеобразного шантажа российских руководителей, которые действительно
исходят из того, что российский народ и народ Приднестровья связывают братские
узы. В этом случае те, кто вбрасывает в общество подобного рода аргументы,
руководствуются принципом «победителей не судят». О том, что этот принцип
является ложным, говорит опыт отношений, развивавшихся с 2006 года на наших
глазах: Россия сохраняет взаимоотношения с народом Приднестровья, но с политиками
отношения если осуществляются, то только в рамках минимального официального
протокола. Но такая ситуация как было отмечено выше не может служить основой
для развития Приднестровья.
Еще одним
умалчиваемым штрихом, опять же является тот временной промежуток, который
необходим для налаживания взаимодействия с властями Российской Федерации, если
даже параллельные каналы связи имеются в наличии у таких деятелей.
Не исключено
также, что такие аргументы используются для того, чтобы элементарно отсечь
российское руководство от влияния на политику Приднестровья. Такое поведение
является нередким на территории СНГ. В этом случае избиратели просто вводятся в
заблуждение пророссийскими лозунгами, полунамеками на иные возможности
взаимодействия с официальными лицами Российской Федерации, а реальная политика
приобретает антироссийский вектор. Наиболее известным у нас примером такой
политики являются действия ПКРМ в период прихода и нахождения во власти В.
Воронина. Хочется надеяться, что никто из действующих политиков Приднестровья
такой тактики не придерживается.
«Приднестровье для России – это разменная
карта (как вариация: чемодан без ручки, тяжело нести – жалко бросить)» - утверждается
мнение, что Россия в любой момент может
отказаться от Приднестровья, невзирая на мнение своих граждан, проживающих
здесь. Поэтому на Россию сильно уповать не надо, её мнение во внимание особо не
принимать. Обоснованием такого утверждения является то, что Россия до сих пор
не признала независимость Приднестровья. Напротив, все официальные лица России
заявляют об уважении территориальной ценности Республики Молдова.
При этом все
лица (на молодежном слэнге - тролли), активно продвигающие эти постулаты,
весьма скупы в вопросах анализа результатов моментального одностороннего признания
суверенитета Приднестровской Молдавской Республики Российской Федерацией. И эта
скупость возникает неспроста, т.к. в ходе анализа последствий обязательно нужно
будет ответить на вопросы о том, дает ли одностороннее российское признание
Приднестровья нам решение тех проблем, которые стоят перед Приднестровским
обществом?
Практика
показывает, что односторонние радикальные действия, каковым является односторонне
признание суверенитета, приводят к блокаде нового субъекта со стороны оппонентов.
Об этом говорит пример блокады приднестровской железной дороги, блокады Кипра,
Абхазии, Южной Осетии и т.д. Возможно ли жизнеобеспечение признанного в
одностороннем порядке Россией Приднестровья в случае такой блокады при отсутствии
подконтрольного России и Приднестровью транспортного коридора, прямой границы
между двумя государствами, в целом нестабильной экономической ситуации в республике?
Не усугубится ли ситуация в этом случае, не приведет ли это к утрате политических
позиций как Приднестровья, так и России в этом конфликте?
Даже
поверхностный анализ показывает, что Приднестровье пока не обладает эффективными
ответами на такие вызовы и ему надо еще довольно долго работать, чтобы стать
готовым к ним. И по многим направлениям здесь мы еще находимся только в начале
пути.
Алармисты,
трубящие о том, что все пропало, после каждого официального заявления
представителей Российской Федерации по вопросу территориальной ценности
Республики Молдова замалчивают и другие аспекты проблемы.
В частности,
обществу не представляется полный анализ эволюции позиции России по данному
вопросу. А ведь, несмотря на выше указанные факторы, препятствующие отказу России
от данной позиции, риторика о территориальной целостности с 1992 года по настоящее
время претерпела серьезные изменения: во-первых, пространство возможных решений
в русле территориальной целостности Республики Молдова, озвучиваемых
официальными представителями Российской Федерации, значительно сузилось,
во-вторых, решение проблемы в рамках территориальной целостности обросло трудновыполнимыми
для сегодняшнего молдавского общества условиями «реального суверенитета
молдавского государства».
Но самым
циничным в упреках об уклонении от признания Приднестровья, по нашему мнению,
является умалчивание того факта, что сам
разговор о независимости Приднестровья сегодня существует только потому, что Россия
является опорой нашего государства.
Уже две тысячи
лет здравомыслящие люди при разделении друзей от недругов пользуются формулой
"всякое дерево познаётся по плоду своему". Так какие плоды принесла
поддержка России приднестровскому народу? Перечислим основные из них:
1.
миротворческая операция и присутствие ОГРВ, как основная гарантия сохранения
мира на территории Приднестровья;
2.
экономическая поддержка: обеспечение международных банковских расчетов хозяйствующих
субъектов Приднестровья, поставка газа в кредит, денежные вливания в виде гуманитарной
помощи, частные и государственные инвестиции в Молдавскую ГРЭС, Молдавский
металлургический завод, Рыбницкий цементный комбинат, Тираспольтрансгаз, завод
«Прибор» и другие предприятия с российским капиталом и т.д.;
3.
дипломатическая поддержка на переговорах по статусу Приднестровья;
4.
представление российского гражданства гражданам Приднестровья;
5. безусловное
принятие выезжающих на заработки в Россию приднестровцев.
Стоял бы на
повестке дня сегодня вопрос
независимости Приднестровья, если бы не было бы этой поддержки
Российской Федерации нашему народу? Вопрос риторический. Яркой иллюстрацией этого является судьба
Аджарии после утверждения власти Саакашвили в Грузии.
Поэтому все мы
должны отдавать себе отчет, что сама возможность говорить о своей независимости
вести переговорный процесс по данному вопросу у нас существует постольку, поскольку
Приднестровье сохраняет тесные отношения с Российской Федерацией, которая с уважением
относится к выбору народа Приднестровья.
В этой связи мы сегодня должны понимать, что стратегия России в
Приднестровье полностью соответствует долгосрочным интересам народа
Приднестровья, а именно сохранению нашей государственности и культурной
идентичности, повышению благосостояния государства и его граждан на основе
кооперации с Российской экономикой. Именно с этой позицией, по нашему
мнению, каждый здравомыслящий гражданин
должен соотносить риторику и действия любых чиновников и политиков (не взирая
на их ранг и национальную принадлежность), а также все генерируемые по поводу
Приднестровья информационные поводы. В этом случае наше общество сможет
нивелировать любое негативное информационное воздействие.