Пятница, 29.03.2024, 12:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Василатий Олег Валерьевич

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 199

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Еще раз об экономике Приднестровья
11:43
Еще раз об экономике Приднестровья


В Приднестровье уже второй год ведется дискуссия, вокруг таких важных условий функционирования народного хозяйства республики как размер налогов и стоимость энергоносителей. Полемика, как водится у южных народов весьма активная и эмоциональная. Но вопросы такого рода требуют сухого и беспристрастного анализа.  Так попытаемся дать начало данному разговору.

Итак, любое управленческое решение должно основываться на определении цели и модели, описывающей взаимосвязь между инструментами политики и её целями. Пойдем по этому пути и опишем цели государственной политики и модель функционирования экономики Приднестровья.

Приднестровье изначально строится как социальное государство, перераспределяющее материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Эта цель закреплена в различных нормах Конституции нашего государства, она декларируется практически всеми политическими силами и общественными организациями республики. Способом реализации этой цели является перераспределение богатства, формируемого в народном хозяйстве через государственные бюджеты (консолидированный бюджет республики и единый фонд социального страхования).

Это позволяет сделать вывод о том, что целевым ориентиром государственной политики является максимизация доходов консолидированного бюджета республики.

Процесс достижения  поставленной цели опишем при помощи приведенной ниже модели, включающей зависимость объёма поступлений в бюджет от числа занятых в экономике работников, объема задействованных производственных мощностей и экономических условий хозяйствования, сформированных в государстве.

Объем задействованных производственных мощностей (Q), описывается функцией

;   (1)

где,  Z – совокупные  издержки, связанные с осуществлением производства в республике;

         P – цены, по которым могут быть реализованы, произведенные в Приднестровье товары.  

Из формулы (1) видно, что объемы действующих в республике производств находятся в прямой зависимости от цен на выпускаемые в республике товары и в обратной зависимости от совокупных издержек, связанных с размещением производства в республике. Очевидно, что масштаб производства и номенклатура выпускаемых в Приднестровье товаров, структура их сбыта  не позволяет ни хозяйствующим субъектам, ни государству влиять на стоимость наших  товаров, т.е. наш производитель соглашается с предложенной ему на рынке ценой.

Т.о. функция, описывающая количество работающих в экономике республики производств может быть преобразована следующим образом:

 ;   (1.1)

Совокупные  издержки, связанные с осуществлением производства в республике могут быть описаны следующей формулой:

;   (2)

 где zi – стоимость i- го фактора производства (стоимость рабочей силы, энергоносителей, сырья, величина внутренних налогов, издержки, связанные с доступом на вешние рынки и прочие издержки);

qi – количество того или иного фактора, используемого в процессе хозяйственной деятельности.

Количество занятых в экономике работников (N) определяется  количеством работающих производств и потребностью каждого из них в персонале.  Зависимость числа занятых работников от числа работающих производств является прямой и описывается следующей функцией:

; (3)

Объем доходов бюджета (Т) при заданном уровне заработной платы и налоговых ставок находится в прямой зависимости от числа занятых в экономике:

; (4)

Мы описали все функции, составляющие предлагаемую для анализа модель, которая будет выглядеть следующим образом:

 

Графически предложенная модель будет выглядеть следующим образом:


 

 

Рис. 1: Модель зависимости между уровнем экономической активности и доходами бюджета

 

Первый квадрант иллюстрирует взаимосвязь между стоимостью ресурсов, тарифными условиями функционирования народного хозяйства и объемами используемых производственных возможностей общества. Второй квадрат показывает, как изменяется объем затраченного труда при изменении уровня использования производственных мощностей. Третий квадрат отражает зависимость доходов бюджета от объемов затраченного труда в экономике.

Рассмотрим, как в рамках предложенной модели выглядит текущая ситуация, сложившаяся в народном хозяйстве республики. Условия работы хозяйствующих субъектов определены  параметром Z1. При заданных Z1 условиях объем наличных производственных мощностей может быть задействован на уровне Q1. При использовании производственных возможностей на уровне Q1 в народном хозяйстве будет затрачено труда в размере N1. Объем затраченного труда в объеме N1 позволяет получить в бюджет государства доходы в сумме Т1.

Общеизвестным фактом является то, что сегодня экономика Приднестровья не генерирует налоговых доходов в размере, необходимом для обеспечения всего необходимого объема  государственных расходов. Для описания этой ситуации в нашу модель введена линия «потребности бюджета».  Разница между пересечением данной линией оси ОТ и точкой Т1 показывает размер дефицита консолидированного бюджета государства.

В этом случае лежащим на поверхности решением проблемы дефицита бюджета является увеличение ставок налогов и тарифов на газ (такова специфика государственных финансов в нашей стране). Посмотрим, может ли реализация такого решения в рамках нашей модели привести к ожидаемому результату.

Итак, увеличение налогов, равно, как и увеличение тарифов на энергоресурсы приведет к смещению точки, описывающей параметры функционирования народного хозяйства, из точки Z1 в точку Z2 результатом такого смещения станет снижение занятых в экономике мощностей с уровня, описываемого точкой Q1, до уровня Q2. В случае использования производственных мощностей на уровне Q2 объем затрат труда в экономике снизится с уровня N1 до уровня N2. Объем затраченного труда на уровне N2 приведет к снижению поступлений в бюджет с уровня T1 до уровня T2[1]. Тем самым политика по изменению экономических условий хозяйствования приведет к результатам противоположным изначально поставленной цели, состоящей в увеличении доходов государства.

Таким образом, в рамках существующей системы изменение экономических условий хозяйствования в республике как инструмент увеличения поступлений в бюджет использоваться не может. В этом состоит системный кризис народного хозяйства Приднестровья и государственных финансов, как части данного хозяйства.

Выход из любого системного кризиса  находится за рамками данной системы. Чтобы проанализировать возможности выхода из сложившегося в экономике Приднестровья системного кризиса необходимо определиться с рамками той системы, в которой происходит экономическая деятельность.



[1]При анализе предложенной модели важную роль играет угол наклона кривой NT, который характеризует уровень налогов генерируемых трудом одного работника. В целях наглядности в рассмотренном нами случае мы сохранили  значение угла наклона на одном уровне. Но следует понимать, что на практике рост уровня Z и снижение деловой активности приводят к снижению уровня налогов, генерируемых одним занятым. Это обусловлено тем, что снижение занятости приводит к снижению доходов, что приводит к падению как производственного, так и потребительского спроса, т.е. снижению налоговой базы, генерируемой в результате граждан вовлечения в экономические отношения.


Просмотров: 926 | Добавил: Basil-C | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz