Народный депутат Василатий Олег Валерьевич внес две законодательные инициативы, направленные на создание нормативно-правового механизма, обеспечивающего невозможность
использования средств, принадлежащих народу Приднестровья на поддержку
иностранных культурных и образовательных объектов.
Речь идет о проекте Закона Приднестровской Молдавской Республики «
О внесении
дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об
образовании» и проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «
О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О культуре».
Необходимость принятия настоящего закона обусловлена теми задачами,
которые народ Приднестровской Молдавской Республики поставил, создавая
собственное суверенное государство. Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Советской
Социалистической Республики, принятая Верховным Советом ПМССР 25 августа
1991 года, определяет, что суверенитет нашего государства был
провозглашен с целью сохранения развития всех народов, населяющих
Приднестровье, обеспечения их материального благосостояния и духовного
развития, взаимообогащения национальных культур.
Данные положения были расширены и закреплены в преамбуле к Конституции
Приднестровской Молдавской Республики. Почтительное отношение к памяти
предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, ответственность
за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, единство
многонационального народа Приднестровья выступают в качестве одних из
важных оснований и обстоятельств, послуживших поводами к изданию
Конституции Приднестровья, предопределившими ее содержание и, как
следствие, предопределившим развитие Приднестровского государства..
Из приведенного выше следует, что Приднестровское государство было
создано для сохранения и развития самобытной культуры народов,
населяющих Приднестровскую Молдавскую Республику. Отсюда следует вывод,
что ресурсы, которыми обладает Приднестровский народ, должны в полном
объеме использоваться на развитие национальных культур населения
Приднестровской Молдавской Республики, что, в соответствии с п. 2 ст. 96
Конституции Приднестровской Молдавской Республики требует
соответствующего урегулирования на уровне законодательных актов
Приднестровской Молдавской Республики.
Основные положения законопроекта определяют невозможность использования
средств государства и муниципальных образований Приднестровской
Молдавской Республики на поддержку иностранных культурных и
образовательных объектов.
В качестве таких объектов законопроект рассматривает различного рода
культурные, языковые и иные ресурсных центры, предназначенные для
сосредоточения, преумножения и продвижения среди учащихся языковых и
культурных ценностей, традиций и практик.
В качестве признака подразделяющих культурные и образовательные объекты
на национальные и иностранные предлагается установить принадлежность
объекта культуре народов, населяющих Приднестровскую Молдавскую
Республику, либо его направленность на участие в создании общего
информационно-образовательного пространства с Россией и другими странами
СНГ.
При этом закон не ограничивает возможность размещения иностранных
культурных центров на территории Приднестровской Молдавской Республики в
случае, если на эти цели не будут использоваться средства (материальные
объекты, денежные средства и иное имущество), находящиеся в
государственной собственности Приднестровской Молдавской Республики или
муниципальной собственности административно-территориальных единиц
Приднестровской Молдавской Республики. Т.е. иностранные культурные
центры могут свободно располагаться в негосударственных учреждениях либо
в каком-либо обособленном виде (в здании, помещении и т.п.).
Социально-экономический эффект от реализации законопроекта состоит в
том, что Приднестровская Молдавская Республика, как государстве, будет
устранена возможность внешнего навязывания обязательств по оборудованию и
содержанию объектов, не связанных с сохранением и развитием национальных
культур многонационального народа Приднестровской Молдавской
Республики.