Вопрос законодательного урегулирования
принципов ведения переговорного процесса компетентными органами
Приднестровской Молдавской Республики обусловлен необходимостью
установления законодательных рамок исполнения органами государственной
власти воли Приднестровского народа. Данная воля была выражена в 2006
году на республиканском референдуме. Тогда народ Приднестровья более чем
ясно высказался о том, что видит свое будущее в обретении
международного признания суверенитета Приднестровья и единении с
Российской Федерацией. Данный референдум являлся консультативным,
поэтому в соответствии с действующим законодательством его результаты
должны быть облачены в решения органов государственной власти. Но,
несмотря на шесть прошедших лет пока такого решения в Приднестровье не
принято. Более того, от первой попытки законодательного закрепления
результатов референдума 2006 года государство сегодня отказывается под
неубедительными предлогами.
Такой никем не объясняемый перерыв
заставляет задуматься о необходимости обеспечения общественного контроля
переговорного процесса. Организовывая такой контроль, мы вновь приходим
к тому, что единственным эффективным способом общественного контроля
исполнения воли народа компетентными органами государственной власти
является законодательное регулирование.
Острую необходимость общественного
контроля в области внешней политики также ярко высветили результаты
Венских соглашений. А все потому, что реальные итоги этих соглашений
известны только единицам граждан нашего государства. А ведь это не
простые соглашения. Соглашение о принципах переговорного процесса - это
тот самый маленький шаг, с которого начинается большая дорога. От того,
на какие условия организации переговорного процесса согласятся сегодня
наши политические представители, во многом зависит то, куда придет наша
республика к концу переговорного процесса. Будут ли наши представители
на переговорах самостоятельны, либо станут ведомыми. Сохранит ли
Российская Федерация те позиции, которые позволяет ей сегодня поддержать
волю народа Приднестровья или в переговорном процессе будут
доминировать какой-нибудь другой субъект или субъекты международного
права. Какова последовательность вопросов, которые будут решаться в ходе
переговоров. И это только начало, самые яркие из того ряда вопросов, на
которые мы пока не получаем ответов.
Поэтому лица, ответственные за внешнюю
политику нашего государства, действующие в настоящее время, должны
отказаться от уже явно проявляющегося принципа отрешения общества от
выработки и принятия решений, от которых зависит развитие
государственности Приднестровья. Сегодняшняя повестка дня переговоров в
формате «5+2» это как раз один из тех наиболее важных вопросов
внешнеполитической деятельности, о которых Президент должен периодически
представлять информацию Верховному Совету в соответствии с пунктом 5
статьи 63 Конституции ПМР. Кстати, именно эти факты раскрывают
основания, побудившие Верховный Совет Приднестровской Молдавской
Республики потребовать у Президента Приднестровской Молдавской
Республики раскрытия полной и подробной информации о результатах Венской
встречи.
В этой связи также важно отметить, что сила приднестровской дипломатии
всегда состояла в её прочной связке с открыто выраженным мнением
приднестровского общества. Опора на мнение народа Приднестровья
позволила приднестровским переговорщикам выстоять той продолжающей уже
более двух десятилетий «схватке бульдогов под ковром» и во многом
укрепить политические позиции нашего государства. И от такого веского
аргумента Приднестровью нельзя отказываться ни в коем случае.
Следующим доводом, приводящим нас к
осознанию необходимости законодательного регулирования переговорного
процессам, является требование пункта 3 статьи 59 Конституции, в
соответствии с которым основанием для определения направлений внешней
политики являются Конституция и Законы Приднестровской Молдавской
Республики. В этой связи законодательное регулирование переговорного
процесса переходит из разряда целесообразности в разряд обязательности
для нашего государства. Более того, выясняется, что законодательному
регулированию подлежит не только переговорный процесс но и вся система
реализации отношений нашего государства с другими странами мира и,
прежде всего, как следует из результатов референдума 2006 года - с
Российской Федерацией.
Т.о. все ответственные органы
государственной власти должны в ближайшее время обеспечить
законодательные основы для реализации внешней политики Приднестровской
Молдавской Республики, в т.ч. переговорного процесса по определению
статуса Приднестровской Молдавской Республики. В этом случае, в ходе
законодательного процесса будут в полном мере реализованы требования
статьи 8 Конституции Приднестровской Молдавской Республики,
предусматривающего обязанность государства осуществлять свою
деятельность в условиях демократического многообразия политических
институтов и мнений. Что станет еще одним аргументом в пользу признания
государственности Приднестровской Молдавской Республики.