Пятница, 03.05.2024, 21:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Василатий Олег Валерьевич

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 199

Главная » 2011 » Май » 13 » Выступление Василатий О.В. в рамках круглого стола «Стратегия развития Приднестровья-2025: модели, механизмы реализации»
23:38
Выступление Василатий О.В. в рамках круглого стола «Стратегия развития Приднестровья-2025: модели, механизмы реализации»




Базой для социального развития общества является его экономика, которая обеспечивает удовлетворение как материальных, так иных потребностей как отдельного человека, так и всего общества.


Проводя аналогию с живым организмом, мы можем сравнить экономику с кровеносной системой, обеспечивающей подпиткой кислородом и питательными веществами весь организм, т.е. обращая нашу аналогию – экономика обеспечивает финансовую основу развития социальной сферы общества, силовых структур и государственного управления.


Спрос на удовлетворение материальных и социальных потребностей нашего общества является постоянным, более того в силу действия закона возрастающих потребностей он из года в год растет.


Однако сегодня экономика Приднестровья не обеспечивает стабильного притока финансовых ресурсов в наше государство, т.е. экономическая ситуация является нестабильной.


Помимо нестабильности наша экономика характеризуется недостатком поставляемых финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности общества, выражающимся в низком уровне доходов населения, отрицательном платежном балансе, низком уровне занятости населения и сопровождающей его трудовой миграции.


Причины сложившейся ситуации обусловлены, как внешнеполитическим давлением, так и неэффективностью управленческих решений принимаемых как на корпоративном, так и на государственном уровне управления экономики.


Внешнеполитические факторы – это факторы, вытекающие из непризнанности нашего государства, значительно ухудшающие логистику товарных потоков, генерируемых нашей экономикой. Речь идет, во-первых, о документальном оформлении экспорта в таможенных и других контролирующих органах Республики Молдова и вытекающих из этого дополнительных расходов связанных с оплатой услуг данных органов и транспортировкой товаров к месту контроля,  во-вторых, о прекращении доступа приднестровских хозяйствующих субъектов к железнодорожной сети  стран СНГ через железную дорогу Приднестровья. Эти проблемы достаточно широко освещаются, как на различного рода форумах, так и в прессе, потому  не будем останавливаться на них особенно.


Вторым фактором, определяющим существующую экономическую ситуацию, мы выделяем неэффективность приднестровского менеджмента. Речь идет как о государственном, так и корпоративном управлении.  Причем государственное управление сегодня отстает по темпам развития от корпоративного управления.


На микроуровне у нас есть достаточно примеров перестройки экономического поведения предприятий в соответствии с современными требованиями рынка. Это пример таких предприятий как КВИНТ, Тиротекс, других предприятий легкой промышленности выдерживающих конкурентную борьбу на внешнеэкономических рынках. Уже существует значительный кластер сельскохозяйственных предприятий, которые обеспечивают как присутствие Приднестровья на внешнем рынке сельскохозяйственного сырья, так и активно осуществляют импортозамещение на внутреннем рынке на основе современных энерго- и трудосберегающих  интенсивных технологий агробизнеса.


Но подавляющее большинство отраслей экономики республики неконкурентоспособно не только на внешнем, но и на внутреннем рынке: это консервная промышленность, машиностроение, мебельная промышленность, значительное число сельскохозяйственных производителей. Характеризуя названных экономических аутсайдеров следует отметить, что среди  них есть такие, которые прекратили либо в ближайшее время прекратят свою деятельность, а некоторые и существование. Но есть и те, кто может обеспечить рост нашей экономики при определенных условиях государственной поддержки.


Тут мы подходим к фактору государственного управления, как катализатору экономического развития.


Основными характеристиками сегодняшних государственных экономических решений, по нашему мнению, является инертность и фрагментарность. Под инертностью мы понимаем то, что основой для управленческих решений являются использование существующих ресурсов общества для реакции на изменяющиеся условия. Фрагментарность обусловлена отсутствием комплексного подхода как в связи с децентрализацией государственного управления в основных сферах  экономики – промышленности (соответствующее министерство существует в редуцированном виде), в сельском хозяйстве (министерство ликвидировано около 7 лет назад), так и в связи с отсутствием программного подхода к государственному управлению экономикой.


Результатом этого явилось самоустранение государства от управления развитием экономикой и концентрация государственных усилий на фискальной составляющей, т.е. извлечением из экономики налоговых платежей. Образно говоря, сегодня хозяйствующие субъекты на свой страх и риск обеспечивают свою жизнедеятельность, а государство рассматривает их как источник ресурсов для финансирования бюджетной сферы и обеспечения  минимума потребления социально незащищенных слоев населения.


Важно отметить, что помимо удовлетворения потребностей общества экономическое развитие нашего региона является определяющей составляющей его политического выживания. Ведь экономическая состоятельность нашей республики являлась одной из движущих сил провозглашения государственности и до недавнего времени серьезным аргументом в переговорном процессе с Республикой Молдова.


В силу вышеизложенного разработка "Стратегии 2025" должна обеспечить решение следующих задач, стоящих перед приднестровским обществом:

-определить направления, которые могут послужить точками экономического роста, имеющие возможность стать «локомотивами» экономики, для концентрации усилий  государства на  поддержке развития этих отраслей;

- обеспечить планомерное развитие экономики, тем самым обрести своего рода  субъектность на международном рынке, под которой мы понимаем переход от работы в режиме реагирования на изменения (так называемый "режим пожарной команды") к целенаправленному поступательному экономическому и социальному развитию;

- получить критерии оценки эффективности работы органов государственного управления, т.к. наличие стратегии развития позволяет сформировать систему плановых показателей для каждого государственного органа и соответствующий механизм отчетности за исполнение плановых показателей.


В заключение хотим отметить, что если до сих пор рыночная экономика рассматривалась как панацея и главная цель государственного развития, то принятие и реализация государственной стратегии определяет рынок как инструмент решения государством социальных проблем общества.

Просмотров: 718 | Добавил: Basil-C | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz