Интенсивный
экономический рост – единственный возможный ключ к повышению благосостояния
приднестровцев – требует изменения экономической модели нашего государства. Главной
экономической проблемой нашего государства сегодня является деиндустриализация
- разрушение производственного сектора экономики, речь идет как о
промышленности, так и об индустриальном сельском хозяйстве. Следствием деиндустриализации
стало сокращение производственных фондов, низкий уровень добавленной стоимости,
генерируемый экономикой, падение уровня производительности труда и, как
результат, стагфляция в экономике, т.е. одновременно спад производства, рост
цен и безработицы.
В этой связи в
ближайшее время важнейшей задачей, которую должно поставить перед собой
государство в области экономической политики, является стабилизация среднего
уровня цен и недопущение их взрывного роста. До 2012 года в Приднестровье
отсутствовал механизм системной реализации государственной антиинфляционной
политики. Сегодня, в результате изменения Конституции государства, ситуация
исправлена, за изменения уровня цен будет отвечать Правительство
Приднестровской Молдавской Республики. Поэтому в качестве первоочередной стоит задача
предоставления правительству достаточного числа рычагов, позволяющих управлять
изменением цен, иметь возможность справиться со спекулянтами, монополистам,
пользователями оффшорных схем вывода прибыли и т.п. Консолидированными действиями
всех ветвей власти мы можем остановить инфляционные процессы и связанное с инфляцией
обесценение доходов населения.
Второй
задачей, стоящей перед нашим обществом является реализация государственной
политики по обеспечению форсированного экономического роста. Единственным
решением этой проблемы является обеспечение инвестиционных вложений в
экономику, именно на это должна быть ориентирована деятельность государственных
органов, ответственных за экономическое развитие государства.
Важным
инструментом такой политики являются инвестиционные расходы государства,
стимулирующие спрос. Сохраняя социальную направленность бюджета, государство
должно стать крупным инвестором и целью государственных инвестиций должен стать
капитальный ремонт объектов жилищно-коммунальной сферы (такое целеполагание
позволит обеспечить наряду с экономическим и значительный социальный эффект). Расходы
бюджетов различных уровней на инвестиционные цели должны перестать осуществляться
хаотически, на основании сиюминутных решений, продиктованных просьбами лиц,
близких к какому-то властному лицу. Инвестиционные расходы бюджета должны строиться исключительно на основе программно-целевого метода с долгосрочным горизонтом планирования.
Любая власть отдает
приоритет увеличению социальных расходов как политике, наиболее полно
отвечающей интересам граждан. Но, в силу того, что в настоящее время такое увеличение
не может опираться на внутренние источники доходов и не имеет под собой стабильной
доходной базы, предпочтительно сначала инвестировать средства государства в
создание новых источников роста в экономике, а затем, по мере общего увеличения
налоговых поступлений, постепенно увеличивать расходы на социальную поддержку.
При всем сказанном
выше в силу бюджетных ограничений государственные инвестиции, несмотря на свою
несомненную важность, сегодня не могут стать тем рычагом, который сможет
обеспечить рост экономики в необходимых объемах. Потому важнейшим, определяющим
фактором решения экономических проблем общества, в условиях нашей многоукладной
экономики, является обеспечение инвестиционной
активности в экономике.
В настоящее
время в нашем государстве отсутствуют благоприятные условия для развития
бизнеса. Действующая система взаимодействия государства и бизнеса основана на
не прозрачных и не всегда эффективных нормах регулирования
предпринимательской деятельности. Доступ к деловым возможностям в
большей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями,
значительная часть экономической деятельности осуществляется в неформальном
секторе экономики. Как следствие, предпринимательский сектор не может
пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В результате, талантливые
люди из малообеспеченных слоев и предприниматели, не имеющие связей, активов
для передачи в залог, в большей степени подвержены риску вытеснения с рынка.
В
приднестровском обществе давно назрел запрос смены идеологии государственной
политики в сфере взаимодействия предпринимательской и гражданской сферы с
государственными органами. Новая идеология такого партнерства должна исходить
из того, что приднестровский народ уже наделил каждого гражданина
конституционным правом свободного предпринимательства. В этой связи задача
государства, его служащих состоит в том, чтобы обеспечить защиту граждан от
недобросовестного предпринимательства, а не заниматься избирательным допуском
граждан к отдельным сферам бизнеса или ресурсам (т.е. искусственной монополизацией
целых секторов экономики). Образно говоря, задача экономического агента обеспечить
эффективную внешнеэкономическую деятельность, а не заниматься декларированием перемещаемых
через границу товаров (такое документирование должно стать функцией таможенника),
задача строителя обеспечить выполнение качественно и в срок строительных работ,
а не бегать по властным кабинетам, собирать и возить какие-либо приемочные
комиссии (необходимые контрольные мероприятия ответственные госслужащие обязаны
осуществлять на основании уведомления подрядчика), патентщики должны в рабочее
время работать на свою семью, а не оттаптывать друг другу ноги в очередях в
налоговой инспекции и т.д.
Все участники
политического процесса должны сегодня
поставить перед собой задачу по обеспечению в ближайшее время подлинной свободы
предпринимательства путем рационализации государственного управления,
обеспечения его технической эффективности. Надо понимать, что для ведения
хозяйственной деятельности государство должно обеспечить качественные правила,
которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими
субъектами. Говоря о качественных правилах, мы имеем в виду необходимость незамедлительного
принятия мер по следующим, наиболее
проблемным компонентам регулирования бизнеса в Приднестровье:
·
внешнеторговые
барьеры – в условиях неопределенного
политического статуса экономически абсурдно иметь коррумпированную таможню.
Одной из наиважнейших задач экономической политики является реформа,
направленная на повышение прозрачности и эффективности таможенных процедур.
Власть сегодня должна обеспечить предсказуемость времени обработки грузов и
гарантировать быстрый оборот на таможенных терминалах, сократить количество
документов, необходимых для таможенного оформления экспорта и импорта, снизить
стоимость таможенного оформления;
·
налоговый
режим – на первом этапе необходимо упростить механизм формирования и сдачи
налоговой отчетности, развивать IT-технологии
в области сбора налогов, сократить общий уровень налогов, относимых на
финансовые результаты, до 50 % от прибыли, на втором этапе привести налоговую
систему в соответствие с налоговыми системами стран – основных торговых
партнеров Приднестровья;
·
получение
разрешений на строительство – внедрить рыночные механизмы предоставления
прав на землю для строительства объектов предпринимательства, внедрить режим
«одного окна», сократить количество процедур и довести сроки получения
разрешений на строительство до 40-60 дней, сократить стоимость услуг,
оплачиваемых предпринимателем при получении таких разрешений;
·
подключение
предприятий к системам электро- и газоснабжения – обеспечить прозрачность в
определении цен на подключение к коммунальным сетям, сократить сроки подключения
предприятий к коммунальным сетям;
·
доступность
кредитных ресурсов – кредитная система республики должна обеспечить
кредитование предпринимательских структур под небольшие проценты, на
долгосрочной основе. Для увеличения доступности кредита необходимо, принять
меры, направленные на повышение конкуренции в банковском секторе. Этот комплекс
мер должен включать разработку и обеспечение соблюдения антимонопольного
законодательства в банковской сфере. Кроме того, необходимо стимулирование
открытия филиалов и дочерних структур иностранных банков, в первую очередь российских;
·
защита
прав участников хозяйственных сделок – система арбитражного судопроизводства,
когда суд рассматривает дела первой и последующих инстанций, т.е. является
«вещью в себе», подлежит демонтажу.
Вышеперечисленные
меры должны стать основными компонентами единой многоцелевой государственной программы
системного устранения причин коррупции. Системная реализация этих мер
государственной экономической политики в сжатые временные сроки откроет перед
нашей республикой окно возможностей для интенсивного
экономического роста.
Но создание
возможностей для экономического роста в условиях, в которых сегодня находится
Приднестровье, не означает
автоматическое эффективное использование таких возможностей предпринимательским
сектором.
Эффективное использование предпосылок экономического роста невозможно без
адекватной реакции государства на изменения внешней среды, без принятия мер по нивелированию негативного
эффекта от недружественных действий наших международных партнеров, направленных
на выталкивание отечественных хозяйствующих субъектов из системы внешнеэкономических
связей на территории стран СНГ, а также вытеснение их из международной транспортной
системы. В этой связи наше общество должно преодолеть самоизоляционизм, ставший
доминирующим для внешней политики нашего государства последних лет. Мы
должны использовать условия, возникающие в результате активного развития
интеграционных процессов на пространстве СНГ, использовать в полном объеме потенциал
действующих договоренностей между органами государственной власти Приднестровья
и Российской Федерации для нивелирования барьеров, связанных с непризнанным
статусом.