Приднестровье
начинало свой путь в качестве суверенного государства как регион, получивший
комплексное развитие экономики, ориентированной на 250-миллионый рынок стран
бывшего СССР. Наше государство обладало:
- развитой и
диверсифицированной промышленностью, способной формировать высокий уровень
добавленной стоимости;
- системой
вертикально интегрированных предприятий агропромышленного комплекса, основу
которой составляли сельскохозяйственные предприятия, ориентированные на использование
интенсивных технологий производства продукции растениевоства и животноводства;
- развитой логистической инфраструктурой,
основу которой составляли молдавская железная дорога, комплекс автотранспортных
предприятий, осуществляющих как международные, так и местные перевозки,
комплекс снабженческо-сбытовых предприятий с необходимыми складским мощностями;
- комплекс
предприятий строительной отрасли, обеспечивающих как жилищное, так и промышленное
строительство;
-
научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, обслуживающие местные
предприятия промышленности и сельского хозяйства.
Проблемы
развития экономики республики прямо связаны с изменением размеров рынков сбыта
и возможностей доступа на них приднестровских товаров.
Первый шок
спроса на приднестровские товары был обусловлен падением спроса на нашу продукцию
в странах СНГ в первой половине 1990-х годов. После дефолта 1998 года в
Российской Федерации ситуация в отдельных отраслях промышленности начала
выправляться. Но те отрасли, которые были ориентированы на производство
продукции сельскохозяйственной продукции и её переработку этот кризис не
пережили. В этот период началась переориентация отдельных секторов экономики на
европейский рынок.
Следующей
проблемой, ставшей перед приднестровскими производителем, стало институциональное
оформление внешнеэкономической деятельности в странах СНГ. Появление и развитие
собственных таможенных систем в странах СНГ, заключение межгосударственных
соглашений о межгосударственной торговле в СНГ, повышение роли ВТО в
экономических взаимоотношениях стран СНГ привело к тому, что Приднестровье,
будучи непризнанным государством, утратило самостоятельный доступ к
значительному числу рынков в странах СНГ. Для таких отраслей, как консервная,
химическая, электротехническая, машиностроительная промышленность, плодоводство
и овощеводство в сельском хозяйстве потери этих рынков помноженные на низкий
уровень отраслевого менеджмента и менеджмента предприятий стали критическими.
Кризис усугубился утратой Приднестровьем своих логистических возможностей,
связанных с осуществлением международных перевозок как железнодорожным, так и автомобильным
транспортом.
Таким образом,
структурная перестройка экономики республики проходила стихийно и основывалась
на самостоятельном приспособлении предпринимательского сектора к изменению спроса.
Последствиями такого развития стало следующее:
1. отрасли
народного хозяйства, ориентированные исключительно на рынок стран СНГ в подавляющем
большинстве прекратили свое существование;
2. сокращение
спроса на внешнем рынке привело к существенному сокращению внутреннего спроса в
республике вследствие утраты ряда промышленных и сельскохозяйственных кластеров
и последовавшего за этим активного развития
миграционных процессов;
3.
сохранились, а в ряде случаев получили достаточно серьезное развитие те отрасли
промышленности, которые были ориентированы на рынок Европейского Союза;
4.
сельскохозяйственное производство перестроено под производство зерновых и технических
культур, обеспечивающих невысокий уровень занятости сельского населения, а следовательно
и низкий уровень добавленной стоимости;
5. не
возможность использования в полном объеме логистических возможностей экономики
Приднестровья;
6. высокий
уровень зависимости экономики от потребительских расходов, обеспечиваемых
переводами трудовых мигрантов, а также от расходов государства, которые в
значительной степени определяются объемом заимствований из газовой отрасли.
В целом
сегодня Приднестровье уже не обладает тем объемом ресурсов, который необходим
для функционирования экономики на уровне 90-х годов. Это касается как трудовых
ресурсов – рабочих и инженерных кадров, так и материальной инфраструктуры.
Восстановление логистических возможностей нашей экономики довольно сложно
прогнозировать в связи с высокими политическими рисками в этой сфере. Приднестровье
продолжает ощущать политическое давление, направленное на сокращение рынков
сбыта нашей продукции. Теперь это давление осуществляется Европейским Союзом в
рамках соглашения о зоне DFTA
с Республикой Молдова.
Вместе с тем
произошла институциональная перестройка экономики в соответствии с рыночными
требованиями – функционируют механизмы свободного ценообразования, создана достаточно
устойчивая финансовая система, механизмы реализации плюрализма форм собственности
и другие институты рыночной экономики. Никуда не делись
естественно-географические факторы хозяйственной деятельности в
Приднестровье.
Образно говоря,
экономический потенциал Приднестровья на протяжении более чем 20-ти лет развития
обеспечил возможность состояться приднестровской государственности. Сегодня пришло
время государству отдать долг, полученный от экономики.
Естественно,
решение проблемных вопросов экономики состоит в нахождении выхода из изначальной
проблемы, которую мы обозначили выше, состоящей в вытеснении приднестровских товаров
с восточных рынков и сужении внутреннего спроса.
Решение данной
проблемы находится в трех плоскостях:
1. расширение
рынков сбыта для традиционной продукции приднестровских производителей – прежде
всего рынка Российской Федерации. Это основной способ выхода из затяжного кризиса,
продолжающегося в экономике республики;
2. увеличение
внутреннего спроса на приднестровскую продукцию. Конечно, эта мера не обеспечит
революционных изменений в социально-экономической жизни, но она существенно
может дополнить основное направление государственной политики. Потенциал импортозамещения
потребительских товаров и инвестиционного спроса в коммунальной сфере республики
по приближенным оценкам может составлять не менее 100 млн. дол. в год;
3.
формирование предложения набора услуг, оказываемых нерезидентам приднестровской
экономики, не предполагающих перемещения товаров через границы – аутсорсинг разного
рода операций российских компаний, различные формы туризма и длительного проживания
в республике и т.п.
Рассмотрим
каждое направление и возможности банковской сферы в их реализации.
Итак, первое
направление – рост объемов экспорта – в большинстве своих аспектов сегодня
решение этой проблемы находится в плоскости внешней политики и организации взаимодействия
государственной власти и ориентированных на экспорт бизнес-структур. Возможности приднестровской банковской
системы в части финансирования этого направления ограничены. Достаточной
иллюстрацией этого тезиса является то, что годовой объем инвестиций,
необходимых для интенсивного экономического роста оценивается в 680 млн. дол.,
что чуть больше чем в 2 раза превышает объемы кредитов всей банковской системы
республики, размещенных в реальном секторе экономики. В связи с этим, высока
вероятность того, что, если государственные управленцы возьмутся за решение
этой действительно сложной проблемы, то
поиск её решения будет осуществляться в значительной степени вне рамок
банковской системы Приднестровской Молдавской Республики.
Второе направление – импортозамещение и инвестиции в
коммунальное хозяйство республики – банковская система Приднестровья вполне в
состоянии реализовать свое участие в данном направлении. Вопрос в том,
насколько выгодным будет такое участие. Решение данного вопроса находится, по
нашему мнению в руках государства, которое должно обеспечить гарантийные
механизмы кредитования, недорогие кредитные ресурсы, осуществление проектно-изыскательской
работы, определиться с тарифной политикой в коммунальной сфере на долгосрочную
перспективу и т.п. мероприятия
Третье
направление – развитие сферы услуг – здесь банковское сообщество тоже может
сыграть достаточно весомую роль. Причем стоит подумать о том, чтобы
поучаствовать в подобных проектах не только, как кредитор, но и как сторона, предлагающая соответствующий
продукт, прежде всего, финансовым организациям российской федерации. Тем не
менее, как и в предыдущем случае, основную
роль в реализации данного направления может сыграть только государственное
управляющее воздействие.
Таким образом,
в существующих условиях банковская система Приднестровья может сыграть существенную
роль в обеспечении поступательного экономического развития. Однако, как показал
наш небольшой анализ денежно-кредитная сфера, может выступить как мощный катализатор
экономического развития, но инициировать и поддерживать экономический рост без осмысленного государственного
воздействия сегодня не получится.