Среда, 24.04.2024, 13:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Василатий Олег Валерьевич

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 199

Главная » 2015 » Июль » 30 » Где мы?
23:59
Где мы?

 

     С моей точки зрения, в 2010-е годы Приднестровье вошло с ярко выраженным идейным кризисом по поводу осознания своего будущего в какой-то обозримой перспективе (хотя бы на протяжении совершеннолетия одного поколения). На этапе становления государственности стратегической целью было отмежеваться от вестернизируемой (в румынской версии процесса) части МССР. Для этого нужно было сформировать полноценное государство. Цель достигалась методом копирования действующих государственных систем. К 2000-му году эта задача была выполнена. Ресурсом достижения этой цели стало богатство, накопленное в советский период (к слову сказать, несбалансированная государственная политика в этот период может рассматриваться в качестве одной из причин ухудшения материального положения граждан).

     Далее встал вопрос повышения элементарного благосостояния граждан и восстановления хоть какой-то экономики. Этот вопрос решали сначала за счет продажи госимущества, затем при помощи эмиссии денег, стерилизуемой путем продажи на внутреннем рынке российского газа, неоплачиваемого его собственнику. На фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в этом деле были получены некоторые положительные результаты. Но полученные результаты все равно не позволили обеспечить благосостояния всех граждан. Эта проблема "решилась" сама - за счет миграции рабочей силы.

     Т.о. к началу третьего десятилетия своей истории Приднестровье довольно эффективно решало встающие перед ним тактические задачи (за счет переговорного опыта команды Смирнова, монолитности общества и, в общем-то, эффективно работающей системы власти, опиравшейся на кадры, воспитанные в СССР). Но стратегически уже тогда позиция Приднестровья была проигрышная, т.к., во-первых, уже к 2010 году описанные выше возможности экстенсивного экономического развития закончились (продавать государству стало нечего, а газа больше чем надо для производства, - не потребишь, к тому же остановилось воспроизводство трудовых ресурсов), во-вторых, ситуация по внешнему периметру радикально изменилась. В СНГ закончилось время «серой логистики», когда еще не было полностью оформлено администрирование товарно-денежных потоков, непризнанное Приднестровье осталось один-на-один с «катком» международного права (на обывательском уровне это можно сравнить с беззащитностью гражданина перед государственной машиной).

      Ответов на внешние вызовы в управленческой страте общества не было.

    Республике нужен был практически революционный разворот политики, предусматривающий изменение структуры экономики на основе импортозамещения, экономической экспансии на приграничные рынки, освоения новых ниш на внешних «больших» рынках (характеризующихся, во-первых, острым дефицитом данного товара, во-вторых, невозможностью физически блокировать движение таких товаров) и т.п. Все это можно было реализовать только за счет скачкообразного роста эффективности государственного управления. На эту работу приднестровских управленцев нацелила Российская Федерация в 2011 году, оказав помощь в разработке Стратегии социально-экономического развития. Ввиду интенсивного процесса евроассоциации обоих наших государств-соседей, времени на кардинальные экономические изменения было очень мало - 2-3 года.

     Сегодня это время уже прошло, никаких действий в описанных направлениях не сделано. Через три года «эффективного» управления выясняется, что законы в государстве если и «работают», то уж очень избирательно, государственные финансы страны критически зависят от импорта и «реэкспорта» (!) сигарет, пива и прочей подакцизной продукции, кредитная эмиссия госбанков побила все рекорды, а вокруг крупнейших экспортеров вдруг возникли посредники, становящиеся «центрами прибыли» для правящей группировки, в целом - совокупный спрос в экономике катастрофически сокращается (в значительной степени - искусственно).

    Стратегически ситуация усугубилась за счет десуверенизации РМ и Украины в рамках DFTA, а также войны на территории Украины, западной санкционной атаки на РФ. Сейчас республика не в состоянии решить даже каких-то значимых тактических проблем: ни контактов, ни опыта общения с руководителями в РМ и Украине нет, полноценного диалога с РФ то же не видно, государственный аппарат ПМР работает с серьезными перебоями, общество стремится отмежеваться от небольшой группы людей, волей случая допущенных к управлению государством (причем, этот раскол инициирован сверху, сепарированием граждан по принципу «свой-чужой», и, что прискорбно, никаких механизмов обратной связи руководство даже не собирается налаживать).

     По внешнему периметру у сегодняшнего руководства нет какой-то активной позиции, инструментов, позволяющих привлечь в качестве союзников для нахождения взаимоприемлемых решений какие-либо политические силы, общественное мнение в странах-партнерах. В свете поездок в Крым, отказа от услуг Одесского аэропорта, полугодичного отсутствия контактов с украинской стороной, а также (до этого) публичных ссор с украинским послом и официальным представителем председательства Украины в ОБСЕ – надежды на формирование каких-либо контактов на украинском направлении оставляют желать лучшего. На молдавском направлении – кроме «брутального» «давления» по-новоприднестровски, также ничего не наблюдается (ослабляет нашу позицию и то, что первые лица постоянно утверждают о суверенитете РМ, тем самым фактически нивелируя положения Меморандум 97-го года). Ввиду отсутствия осознания стратегических целей развития государства и вытекающего из этого отсутствия программы государственного развития, не «клеится» предметный разговор с российской стороной. Очевидно, что привычная, но заезженная концепция приднестровской политики на российском направлении «признание или деньги» – уже не будет работать (хотя судя по заявлениям и действиям руководства Приднестровья – эта «мантра» для них все еще является главным руководством к действию).

     Приднестровье сегодня, ровно, как и пять лет назад, остро нуждается в новой парадигме развития, программе и управленцах, позволяющих эту парадигму реализовать. Правящая когорта ничего подобного не сумела обществу предложить. Более того, наше руководство уже неоднократно самостоятельно публично расписывалось в своей несостоятельности в деле определения путей развития республики. Инициировать диалог по данному вопросу оно также оказалось не в состоянии (фарс с конкурсом на разработку программы развития и секретные - ввиду бессодержательности и некоторых неудобных для наших правителей выводов - расклады привлеченных аналитиков – тому яркое подтверждение). Более того, само общество Приднестровья разуверилось в том, что его кто-то собирается слушать, и, самое главное, слышать.

      Единственным выходом в сложившейся ситуации является смена руководства государства. Инструмент для этого у нас один – выборы. Этот процесс начинается в 2015 году, уже, практически, через месяц.

Просмотров: 720 | Добавил: Basil-C | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz