Пятница, 19.04.2024, 14:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Василатий Олег Валерьевич

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 199

Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Заключение на инициативы по изменению избирательного законодательства
22:54
Заключение на инициативы по изменению избирательного законодательства

    

      Рассмотрев пакет законодательных инициатив (папки № 1561, 1564, 1562, 1563), представленных в качестве законодательной инициативы Президентом Приднестровской Молдавской Республики считаю невозможным их принятие по следующим основаниям:

      а) по вопросу увеличения норм представительства - нормы представительства в Приднестровской Молдавской Республике выше, чем в любом из государств Содружества Непризнанных Государств. 

 

Параметр

Приднестровье

Южная

Осетия

Абхазия

Нагорный

Карабах

Численность населения, чел.

505 153

51 547

240 705

146 600

Численность параметров

43

34

35

33

Норма представительности на одного жителя

11 747

1 516

6 877

4 442

 

     Данные нормы представительства объективно обусловлены необходимостью реализации положений статьи 1 Конституции Приднестровской Молдавской Республики,  предусматривающих, что «никто не может присваивать власть в Приднестровской Молдавской Республике». Это обусловлено тем, что территориальные масштабы Приднестровской Молдавской Республики делают весьма малыми длину и звенность социальных  связей в Приднестровском обществе. В таких условиях высока вероятность присвоения каким-либо одним человеком или ограниченной группой лиц властных полномочий, что, как явствует из вышеприведенной статьи Конституции Приднестровской Молдавской Республики, является «тягчайшим преступлением против народа». Одним из немногих способов предотвратить такое развитие событий является наличие достаточного числа лиц, участвующих в принятии государственных решений, обладающих независимостью от иных центров или ветвей власти и контролируемых непосредственно избирателем. Данное положение в настоящее время реализовано в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, предусматривающей формирование Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в составе 43 депутатов. В этой связи сокращение числа депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики может привести к созданию условий для нарушения основ конституционного строя Приднестровья путем  присвоения власти.

     б) по вопросу «профессионального» участия депутатов в работе Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики ­– в различных государствах существует различный подход к формированию законодательных органов государственной власти, предусматривающих работу представителей народа, как на постоянной, так и непостоянной основе. Объективной оценки эффективности какой-либо из данных форм работы представительной власти не существует. Все суждения по данному поводу содержат большую долю субъективного компонента и в значительной степени следуют политической конъюнктуре.

     Некоторое приближение к объективному анализу проблемы возможно при рассмотрении с точки зрения того, чего достигли те или иные государства, представительные органы государственной власти которых  формируются или формировались по принципам, близким к принципам, действующим в Приднестровской Молдавской Республике. Наиболее ярким примером представительного органа государственной власти, формируемого на «непостоянной основе» являются Советы народных депутатов, зародившиеся в 1917 году на территории бывшей Российской Империи и получившие своё развитие после 25 октября 1917 года в Союзе Советских Социалистических Республик. Данные органы формировались не непостоянной основе, что позволяло включать в их состав представителей различных социальных слоев, народов, профессиональных категорий советского общества. Тем самым был сформирован максимально эффективный механизм реализации воли народа, позволивший обеспечить реализацию известных всем свершений, связанных с изгнанием иностранных интервентов, проведением индустриализации экономики, Победой в Великой Отечественной Войне, послевоенным восстановлением народного хозяйства и последующим лавинообразным ростом благосостояния граждан СССР.

     Аналогичную картину дает изучение опыта формирования  Собрания народных представителей в Китайской Народной Республике, экономика которой сегодня является самой динамично развивающейся на планете.

     Особо следует подчеркнуть, что перевод представительной власти на «профессиональную» основу,  ознаменовавший «триумф» перестройки, является одним из факторов, приведших к разрушению СССР, т.к. в данном случае произошел разрыв между народом и власть предержащей стратой советского общества. При этом, по мнению достаточно большого числа экспертов, появление «профессиональных» политиков в парламентах СССР и ряда союзных республик привело к тому, что власть предержащая группировка попала под контроль сил, заинтересованных в разрушении советского государства.

     Собственный опыт Приднестровской Молдавской Республики также показывает эффективность именно действующей формы формирования законодательного органа в текущих условиях, в которых находится наша республика.

     В частности, перевод Верховного Совета на принцип «профессиональной» основы» дает возможность какой-либо группировке, контролирующей государственные финансовые ресурсы и силовые органы государства, узурпировать власть путем банального прекращения финансирования расходов на функционирование законодательного органа. Особенно следует подчеркнуть, что подобная практика уже имеет место в Приднестровской Молдавской Республике. Так действующий глава государства Е. Шевчук не ввел в действие отдельные статьи закона о республиканском бюджете на 2014 год, предусматривающие финансирование заработной платы сотрудников Верховного Совета ПМР.

     г) по вопросу изменения порядка формирования территориальных избирательных комиссий - при рассмотрении данного вопроса нужно исходить из понимания сущности категории «суверенитет». Государственный суверенитет - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Определение состава выборных органов государственной власти и местного самоуправления, а также личности президента Приднестровской Молдавской Республики является одним из внутренних дел государства, тем самым (наряду с иными, реализуемыми самостоятельно функциями) является составной частью государственного суверенитета. Как следует из статьи 1 Конституции Приднестровской Молдавской Республики  носителем суверенитета и источником власти является в Приднестровской Молдавской Республике её народ. П. 1 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Представительными органами власти в Приднестровье Конституция Приднестровской Молдавской Республики определяет только Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики и местные советы народных депутатов. Из вышеизложенного следует, что решать такой вопрос внутренней политики как определение состава советов и лица, выполняющего обязанности президента Приднестровья, посредством организации выборов полномочны только советы народных депутатов.

     Иных органов государственной власти, которые могут представлять народ  Приднестровья, как носитель суверенитета, Конституция Приднестровской Молдавской Республики не предусматривает. Т.о. Советы народных депутатов являются единственными законными органами, которые полномочны реализовать суверенное право народа Приднестровской Молдавской Республики на осуществление своей власти в части определения состава органов государственной власти и местного самоуправления  посредством организации выборов, включая формирование соответствующих избирательных комиссий.

     В свете этого перед приднестровским государством встает вопрос участия Президента Приднестровской Молдавской Республики в формировании избирательных комиссий, т.к. правовой статус данного должностного лица в системе государственной власти Конституцией в настоящее время не определен. Сформированная до конституционной реформы 2011 года правовая конструкция исходила из того, что президент Приднестровской Молдавской Республики входил в систему органов государственной власти как глава исполнительной её ветви. В настоящее время президент Приднестровской Молдавской Республики не входит в систему органов государственной власти, следовательно, в соответствии с принципами реализации государственного суверенитета не может прямо участвовать в организации избирательного процесса, в т.ч. в  выдвижении членов Центральной избирательной комиссии.

     Т.о. в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики ни один орган государственной власти, за исключением советов, не вправе участвовать в формировании избирательных комиссий. Тем самым предложенный порядок формирования комиссий вышестоящими комиссиями не может быть реализован, т.к. входит в противоречие с основами конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики.

     д) по вопросу объединения дней голосования  - предлагаемое законопроектом объединение выборов местных органов власти и местного самоуправления с выборами в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики также вступает в противоречие, как с конституцией Приднестровской Молдавской Республики, так и с общими демократическими принципами организации государственной власти. Ст. 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики устанавливает самостоятельность органов государственной власти, ст. 7 - самостоятельность местного самоуправления. Реализация принципа самостоятельности в законодательстве осуществляется, наряду с прочим, и посредством  организации избирательного процесса, в ходе которого один раз в пять лет в начале года осуществляются выборы в местные органы власти, в конце года – в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, и через год – президента Приднестровской Молдавской Республики.

     Объединение выборов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики с выборами в местные органы государственной власти и местного самоуправления чревато следующими политическими осложнениями для Приднестровской Молдавской Республики:

     - совмещение выборов приведет к увеличению массы предвыборной агитации, что может быть расценено как одна из форм давления на избирателя и побудить избирателей к отказу от участия  выборах;

     - присутствие наблюдателей от каждого из кандидатов, участвующих в выборах на избирательном участке, (нескольких кандидатов в депутаты Верховного Совета в депутаты городского/районного совета, а в селах еще и в главы администрации) может привести к дезорганизации работы избирательной комиссии и ухудшению условий для волеизъявления граждан;

     -  создается возможность для отмены результатов голосования по заявлению одного из участников выборов, которая приводит к отмене результатов голосования, как по депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, так  и по депутатам городского (районного), сельского советов и главе администрации села.

     Создание всех этих условий посредством реализации предложенных изменений, может привести к тому, что одна из политических сил, которую в настоящее время олицетворяет действующий президент Приднестровской Молдавской Республики Е.В. Шевчук, получает возможность для манипулирования результатами выборов либо создать условия, при которых Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики 6-го созыва будет не сформирован ввиду избрания менее 2/3 от численности депутатов, установленной Конституцией Приднестровской Молдавской Республики. Тем самым будут нарушен принцип организации государственной власти, предусматривающие обеспечение посредством свободных выборов легитимности, стабильности и преемственности государственной власти. В этом случае следует ожидать негативных последствий для Приднестровской Молдавской Республики, состоящих в утрате либо существенной дискредитации одного из признаков государственности, заключающемся в самостоятельном формировании органов государственной власти в ходе свободных выборов.

     Из всего вышеизложенного следует, что представленные законодательные инициативы направлены на разрушение системы сдержек и противовесов, заложенной в Конституции Приднестровской Молдавской Республики,  а также на создание правовых условий для реализации административных возможностей контроля волеизъявления граждан путем манипулирования результатами выборов либо отмены данных результатов посредством  псевдодемократических процедур. Единственным выгодоприобретателем в данном случае становится политическая сила, контролирующая должность президента Приднестровской Молдавской Республики и обладающая всей полнотой исполнительной власти, позволяющей использовать в личных политических целях финансовые, информационные и силовые ресурсы государства. Тем самым создаются условия для создания в Приднестровье авторитарного режима осуществления государственной власти, что противоречит Конституции Приднестровской Молдавской Республики и не соответствует интересам народа Приднестровской Молдавской Республики.

Просмотров: 733 | Добавил: Basil-C | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz