Пятница, 29.03.2024, 02:41
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Василатий Олег Валерьевич

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 199

Главная » 2014 » Сентябрь » 18 » Как выходить из кризиса
22:59
Как выходить из кризиса

     Приднестровье в настоящее время ввергнуто в жесткий финансовый кризис, обусловленный недостатком ресурсов для исполнения государственных обязательств. В этой ситуации необходимо предпринимать антикризисные меры, которые по нашему мнению нужно разделить на две  составляющие:

1. меры по недопущению снижения уровня занятости в экономике;

2. меры по увеличению объемов производства и экспорта продукции приднестровских предприятий.

     По первой части вопроса необходимо предпринять, во-первых, меры по скорейшему восстановлению доходов граждан, во-вторых, меры, предусматривающие переориентацию приднестровских товаропроизводителей с рынка стран ЕС на рынки стран СНГ и, в первую очередь, рынок российской Федерации, в-третьих, меры по обеспечению работы Рыбницкого промышленного узла и в первую очередь Молдавского металлургического завода.

     Первое направление – принятие мер по сохранению уровня доходов и расходов населения. Любые действия, направленные на сокращение доходов населения ведут к сокращению совокупного спроса в экономике и имеют мультипликативный эффект. Результатом их станет дальнейшее сокращение объемов доходов бюджетов всех уровней. В этой связи необходимо в срочном порядке восстановить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Для этого нужно провести мероприятия по перераспределению бюджетных расходов, сократив все расходные мероприятия, проведение которых  запланировано в текущем году, а также направить в бюджет свободные средства Приднестровского Республиканского Банка, других внебюджетных государственных структур.

     Кроме бюджетного сектора нужно предпринять меры по защите прав Приднестровцев, работающих в Российской Федерации. Тут к гражданам Приднестровья, являющимся обладателями молдавского или украинского гражданства нужно выработать более мягкий подход со стороны миграционных служб Российской Федерации, отличный от того, который применяется к гражданам правобережной Молдовы. Режим благоприятствования позволит снять данный фактор напряженности на рынке труда Приднестровья в связи с изменением режима нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации. Основанием для такого более лояльного подхода может стать, во-первых, статус соотечественника, который могут обрести граждане Приднестровья, не обладающие российским гражданством, а также тот факт, что есть основания полагать наличие порядка и жесткого контроля со стороны властей Приднестровья в сфере принятия в гражданство Приднестровья.

     Второе направление – переориентация экспорта – обусловлено необходимостью обезопасить экономику от санкций, которые могут быть введены ЕС для промышленности Приднестровской Молдавской Республики после прекращения «режима ассиметричной торговли», а также от сокращения украинского рынка сбыта продукции Приднестровских предприятий. Тут необходимо предпринять меры, аналогичные мерам, принятие которых необходимо для увеличения объемов экспорта, поэтому мы их рассмотрим в рамках последующего анализа.

     Третье направление - обеспечение стабильной работы ММЗ и РЦК имеет очень важное стабилизирующее значение для всего Приднестровья, которое заключается в следующем:

а) представление рабочих мест и высокой по меркам региона заработной платы работникам данных предприятий (это около 4000 тыс. человек);

б) обеспечение спроса на продукцию и услуги газотранспортных, генерирующих и транспортирующих электрическую энергию предприятий, 

г) обеспечение налоговых поступлений, как минимум, в местный бюджет Рыбницкого р-на и Единый фонд социального страхования.

     Для обеспечения работы данных предприятий представляется необходимым предпринять мероприятия по обеспечению их конкурентоспособности по цене на внешних рынках. Данную конкурентоспособность можно обеспечить за счет следующих мероприятий:

  1. проведения государством взвешенной ценовой политики на энергоресурсы, потребляемые данными предприятиями;

  2. ликвидацией посредников между ММЗ и сдатчиками металлолома на внутреннем рынке Приднестровья;

  3. предоставление Рыбницкого участка Приднестровской железной дороги в аренду ММЗ, либо рассмотрение иных возможностей снижения расходов на железнодорожный транспорт для данных предприятий.

     Реализация данных мероприятий, особенно в случае, когда она будет производиться на основе встречных инвестиционных обязательств указанных предприятий,  позволит обеспечить их стабильную работу, а также рост прямых поступлений в республиканский бюджет Приднестровской Молдавской Республики по предварительным оценкам не менее 3-5 млн. дол. в год.

 

     Теперь остановимся на мерах по увеличению объемов производства и экспорта продукции приднестровских предприятий. Анализ необходимо начать с определения секторов, которые могут дать прирост объемов производства.

     Энергетическая отрасль, металлургия, промышленность строительных материалов испытывают ресурсные ограничения, а также ориентированы на рынки, которые находятся и, по-видимому, в ближайшее время будут находиться в стагнации. Т.о. обеспечение какого-то взрывного роста объема производства в этих отраслях ожидать не стоит. В связи с этим из значимых секторов экономики остается легкая промышленность, агропромышленный комплекс.

     Легкую промышленность республики можно условно разделить на две группы - предприятия, оказывающие услуги по переработке сырья в готовую продукцию (работающие по давальческой схеме – швейники и обувщики) и предприятия, изготавливающие собственную продукцию часть обувных предприятий и текстильная промышленность. Первая группа предприятий может быстро переориентироваться на работу на российском рынке только в случае прихода на рынок Приднестровья российских «давальцев».  Вторая группа готова предоставить свою продукцию в достаточно значительном масштабе и ассортименте в случае, если будет найдена рыночная ниша для данной продукции. Из всех рыночных ниш наиболее доступной, исходя из временного аспекта, является спрос, предъявляемый государственными структурами и государственными корпорациями России. Кроме того, для большинства «легковиков» при работе на Российском рынке станет вопрос необходимость пополнения оборотных средств для исполнений требований Российского законодательства в части уплаты ввозного НДС и иных платежей при ввозе продукции.

     Т.о. переориентация легкой промышленности Приднестровья на рынки Российской Федерации должна предусматривать:

- поиск российских «давальцев» для предприятий легкой промышленности, оказывающих давальческие услуги;

- доступ приднестровской продукции на рынок покупателей, связанных с Российским государством;

- изыскание возможности разового пополнения оборотного капитала данных предприятий.

     Выполнение данных условий наиболее эффективно обеспечить путем создания российской организации (назовем её условно – торговый дом), которая сможет аккумулировать необходимый объем капитала для обеспечения пересечения российской границы продукцией легкой промышленности Приднестровья, а также облегчит взаимодействие государственных структур российской федерации (как заказчиков, так и контролирующих организаций) и приднестровских товаропроизводителей.

     Агропромышленный комплекс (за исключением винно-коньячной промышленности) не сможет дать в ближайшие полгода серьезного роста доходов государства. Говорить о росте доходов в сельскохозяйственной отрасли возможно, только в случае роста цен на его продукцию, однако в силу специфики налогообложения данной отрасли этот рост не позволит решить проблему государственных финансов, т.к. отсутствует прямая зависимость между стоимостью реализованной сельхозпродукции и уровнем выплачиваемых сельхозпроизводителями налогов. Винно-коньячная отрасль может увеличить экспорт в Российскую Федерацию при наличии доступа на данный рынок.

     В то же время АПК республики обладает серьезным для Приднестровья потенциалом для выхода на рынок России со свежими и консервированными фруктами и овощами начиная со следующего сезона.

     Что касается овощной продукции и фруктов в настоящее время необходимо:

    - во-первых, организовать процесс контрактации, чтобы сельхозпроизводители планировали свою производственную программу на предстоящий сезон. Для этого необходимо организовать взаимодействие приднестровских товаропроизводителей и заготовителей сельхозпродукции Российской Федерации;

     - во-вторых, организовать кредитование сельскохозяйственного производства овощей и фруктов, а также перерабатывающих предприятий. Для этих целей может быть использована готовая действующая структура «Банк сельхозразвития», имеющий опыт работы с приднестровскими аграриями не только в сфере выдачи кредитов, но и в сфере их принудительного взыскания с недобросовестных заемщиков. Ввиду отсутствия возможности у Приднестровья самостоятельно нарастить капитал данного банка представляется целесообразным рассмотреть предложение о вхождении российского капитала в уставный фонд данного банка.

     Для обеспечения возможности свободного экспорта продукции сельского хозяйства  и консервной промышленности необходимо размещение на территории Приднестровья сертифицированных российскими компетентными органами лабораторий фитосанитарного и ветеринарного контроля, которые бы выдавали документы, необходимые для допуска растительной и животной продукции на рынок Российской Федерации. Для того, чтобы эти действия произвести необходимо приступить к практической реализации положения Меморандума 97-го года, предусматривающих право Приднестровья на ведение самостоятельной внешнеэкономической деятельности путем внесения изменений в Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией, предусматривающих имплементацию данных положений.

     При работе на экспортном направлении нам нужно понять, что единственным преимуществом, которым мы можем обладать на рынке – это скорость исполнения  заказов наших контрагентов. В этой связи вся система государственного контроля внешнеэкономической деятельности должна быть организована в соответствии с требованиями внешнеэкономического оборота, а не удобством чиновника. Наиболее действенным методом контроля в данном случае представляется контроль пересечения таможенной границы (въезд-выезд) каждым автомобилем. Увы, в условиях Приднестровья это, похоже, не возможно реализовать без личного контроля главы государства.

     В транспортной сфере необходимо реализовать следующие мероприятия:

    - в железнодорожном транспорте - в рамках имплементации положений Меморандума 1997 года о свободе внешнеэкономической деятельности Приднестровья инициировать переговоры по порядку участия Железной дороги Приднестровья (как инфраструктурного элемента внешнеэкономической деятельности Приднестровья) в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении. В этой связи инициировать включение данного вопроса в повестку дня переговоров с Республикой Молдова;

    - в сфере автомобильных перевозок предлагается создание совместного российско-приднестровского предприятия, которое могло бы осуществлять автомобильную перевозку грузов приднестровских предприятий.

 

     Кроме экспортного у нас еще есть еще одно потенциальное направление роста объемов производства состоящее в освоении внутреннего рынка. Остановимся на самых крупных из них.

     Основным сектором здесь остается сельское хозяйство, прежде всего – мясное и молочное животноводство.  В течение года-двух может быть создано откормочное поголовье птицы и свиней. Восстановление молочного и откормочного стада КРС займет больше времени, но эта сфера может дать наибольшую отдачу. Решение вопросов восстановления животноводства состоит в следующем:

- приобретение племенного молодняка;

- восстановление и повышение качества кормовой базы;

- строительство откормочных комплексов.

     Реализация данных мероприятий станет эффективной только в случае, если будет проходить в рамках вертикальной интеграции производителей животноводческой продукции и предприятий пищевой промышленности – мясокомбинатов и молочных заводов.  

     Следующее направление, которое возможно и нужно реализовать в республике – это переработка ТБО. Для решения данного вопроса необходимо реализовать следующие мероприятия:

    - разделить систему сбора и захоронения отходов. Вопросы захоронения должны быть исключены из ведения местных органов и сконцентрированы на республиканском уровне;

    - строительство мусороперерабатывающего завода. Наиболее перспективным с этой точки зрения является Тираспольская агломерация, включающая населенные пункты, относящиеся к г. Тирасполю, г. Бендеры, Слободзейскому р-ну.

    Еще одним из направлений деятельности, могущим стать точкой роста, на внутреннем рынке является восстановление промышленного производства на заводе им. Кирова. В этом направлении нужно интенсифицировать реализацию проекта сборки лифтов, рассмотреть вопросы организации производства оборудования для наших предприятий коммунальной сферы (разного рода задвижек и другого подобного рода оборудования).

Просмотров: 464 | Добавил: Basil-C | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz