Четверг, 18.10.2018, 14:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Василатий Олег Валерьевич

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 196
Главная » 2014 » Март » 13 » Доклад на научно-практической конференции, посвященной банковской системе Приднестровья
16:25
Доклад на научно-практической конференции, посвященной банковской системе Приднестровья


Приднестровье начинало свой путь в качестве суверенного государства как регион, получивший комплексное развитие экономики, ориентированной на 250-миллионый рынок стран бывшего СССР. Наше государство обладало:

- развитой и диверсифицированной промышленностью, способной формировать высокий уровень добавленной стоимости;

- системой вертикально интегрированных предприятий агропромышленного комплекса, основу которой составляли сельскохозяйственные предприятия, ориентированные на использование интенсивных технологий производства продукции растениевоства и животноводства;

-  развитой логистической инфраструктурой, основу которой составляли молдавская железная дорога, комплекс автотранспортных предприятий, осуществляющих как международные, так и местные перевозки, комплекс снабженческо-сбытовых предприятий с необходимыми складским мощностями;

- комплекс предприятий строительной отрасли, обеспечивающих как жилищное, так и промышленное строительство;

- научно-исследовательские и проектно-конструкторские  организации, обслуживающие местные предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Проблемы развития экономики республики прямо связаны с изменением размеров рынков сбыта и возможностей доступа на них приднестровских товаров.

Первый шок спроса на приднестровские товары был обусловлен падением спроса на нашу продукцию в странах СНГ в первой половине 1990-х годов. После дефолта 1998 года в Российской Федерации ситуация в отдельных отраслях промышленности начала выправляться. Но те отрасли, которые были ориентированы на производство продукции сельскохозяйственной продукции и её переработку этот кризис не пережили. В этот период началась переориентация отдельных секторов экономики на европейский рынок.

Следующей проблемой, ставшей перед приднестровскими производителем, стало институциональное оформление внешнеэкономической деятельности в странах СНГ. Появление и развитие собственных таможенных систем в странах СНГ, заключение межгосударственных соглашений о межгосударственной торговле в СНГ, повышение роли ВТО в экономических взаимоотношениях стран СНГ привело к тому, что Приднестровье, будучи непризнанным государством, утратило самостоятельный доступ к значительному числу рынков в странах СНГ. Для таких отраслей, как консервная, химическая, электротехническая, машиностроительная промышленность, плодоводство и овощеводство в сельском хозяйстве потери этих рынков помноженные на низкий уровень отраслевого менеджмента и менеджмента предприятий стали критическими. Кризис усугубился утратой Приднестровьем своих логистических возможностей, связанных с осуществлением международных перевозок как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.

Таким образом, структурная перестройка экономики республики проходила стихийно и основывалась на самостоятельном приспособлении предпринимательского сектора к изменению спроса. Последствиями такого развития стало следующее:

1. отрасли народного хозяйства, ориентированные исключительно на рынок стран СНГ в подавляющем большинстве прекратили свое существование;

2. сокращение спроса на внешнем рынке привело к существенному сокращению внутреннего спроса в республике вследствие утраты ряда промышленных и сельскохозяйственных кластеров и последовавшего за этим  активного развития миграционных процессов;

3. сохранились, а в ряде случаев получили достаточно серьезное развитие те отрасли промышленности, которые были ориентированы на рынок Европейского Союза;

4. сельскохозяйственное производство перестроено под производство зерновых и технических культур, обеспечивающих невысокий уровень занятости сельского населения, а следовательно и низкий уровень добавленной стоимости;

5. не возможность использования в полном объеме логистических возможностей экономики Приднестровья;

6. высокий уровень зависимости экономики от потребительских расходов, обеспечиваемых переводами трудовых мигрантов, а также от расходов государства, которые в значительной степени определяются объемом заимствований из газовой отрасли.

В целом сегодня Приднестровье уже не обладает тем объемом ресурсов, который необходим для функционирования экономики на уровне 90-х годов. Это касается как трудовых ресурсов – рабочих и инженерных кадров, так и материальной инфраструктуры. Восстановление логистических возможностей нашей экономики довольно сложно прогнозировать в связи с высокими политическими рисками в этой сфере. Приднестровье продолжает ощущать политическое давление, направленное на сокращение рынков сбыта нашей продукции. Теперь это давление осуществляется Европейским Союзом в рамках соглашения о зоне DFTA с Республикой Молдова.

Вместе с тем произошла институциональная перестройка экономики в соответствии с рыночными требованиями – функционируют механизмы свободного ценообразования, создана достаточно устойчивая финансовая система, механизмы реализации плюрализма форм собственности и другие институты рыночной экономики. Никуда не делись естественно-географические факторы хозяйственной деятельности в Приднестровье. 

Образно говоря, экономический потенциал Приднестровья на протяжении более чем 20-ти лет развития обеспечил возможность состояться приднестровской государственности. Сегодня пришло время государству отдать долг, полученный от экономики.

Естественно, решение проблемных вопросов экономики состоит в нахождении выхода из изначальной проблемы, которую мы обозначили выше, состоящей в вытеснении приднестровских товаров с восточных рынков и сужении внутреннего спроса.

Решение данной проблемы находится в трех плоскостях:

1. расширение рынков сбыта для традиционной продукции приднестровских производителей – прежде всего рынка Российской Федерации. Это основной способ выхода из затяжного кризиса, продолжающегося в экономике республики;

2. увеличение внутреннего спроса на приднестровскую продукцию. Конечно, эта мера не обеспечит революционных изменений в социально-экономической жизни, но она существенно может дополнить основное направление государственной политики. Потенциал импортозамещения потребительских товаров и инвестиционного спроса в коммунальной сфере республики по приближенным оценкам может составлять не менее 100 млн. дол. в год;

3. формирование предложения набора услуг, оказываемых нерезидентам приднестровской экономики, не предполагающих перемещения товаров через границы – аутсорсинг разного рода операций российских компаний, различные формы туризма и длительного проживания в республике и т.п.

Рассмотрим каждое направление и возможности банковской сферы в их реализации.

Итак, первое направление – рост объемов экспорта – в большинстве своих аспектов сегодня решение этой проблемы находится в плоскости внешней политики и организации взаимодействия государственной власти и ориентированных на экспорт бизнес-структур.  Возможности приднестровской банковской системы в части финансирования этого направления ограничены. Достаточной иллюстрацией этого тезиса является то, что годовой объем инвестиций, необходимых для интенсивного экономического роста оценивается в 680 млн. дол., что чуть больше чем в 2 раза превышает объемы кредитов всей банковской системы республики, размещенных в реальном секторе экономики. В связи с этим, высока вероятность того, что, если государственные управленцы возьмутся за решение этой действительно сложной проблемы,  то поиск её решения будет осуществляться в значительной степени вне рамок банковской системы Приднестровской Молдавской Республики.

Второе  направление – импортозамещение и инвестиции в коммунальное хозяйство республики – банковская система Приднестровья вполне в состоянии реализовать свое участие в данном направлении. Вопрос в том, насколько выгодным будет такое участие. Решение данного вопроса находится, по нашему мнению в руках государства, которое должно обеспечить гарантийные механизмы кредитования, недорогие кредитные ресурсы, осуществление проектно-изыскательской работы, определиться с тарифной политикой в коммунальной сфере на долгосрочную перспективу и т.п. мероприятия

Третье направление – развитие сферы услуг – здесь банковское сообщество тоже может сыграть достаточно весомую роль. Причем стоит подумать о том, чтобы поучаствовать в подобных проектах не только, как  кредитор, но и как сторона, предлагающая соответствующий продукт, прежде всего, финансовым организациям российской федерации. Тем не менее, как и в предыдущем случае,  основную роль в реализации данного направления может сыграть только государственное управляющее воздействие.

Таким образом, в существующих условиях банковская система Приднестровья может сыграть существенную роль в обеспечении поступательного экономического развития. Однако, как показал наш небольшой анализ денежно-кредитная сфера, может выступить как мощный катализатор экономического развития, но инициировать и поддерживать  экономический рост без осмысленного государственного воздействия сегодня не получится.

 


Просмотров: 183 | Добавил: Basil-C | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz