Народный депутат Василатий Олег Валерьевич направил в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики запрос о толковании подпункта г) пункта 3 статьи 1 Закона
ПМР «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного
контроля (надзора)» во взаимосвязи с положениями подпункта д) пункта 2 статьи
5, подпункта а) пункта 1 статьи 13 Закона ПМР
«Об оперативно-розыскной деятельности в ПМР» в части установления
необходимости применения Закона ПМР «О порядке проведения проверок при
осуществлении государственного контроля (надзора)» к отношениям, связанным с
проведением оперативно-розыскных мероприятий, требующих взаимодействия органа
государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, физическими лицами.
В
соответствии со статьей 16 Конституции ПМР человек, его права и свободы
являются высшей ценностью общества и государства. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Вместе с
тем, защищая права человека от преступных посягательств, государство в лице
своих правоохранительных органов вынужденно вторгается в сферу прав и свобод
граждан, которые попадают в область внимания правоохранительных органов.
Наиболее ярко
проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина проявляется при
проведении оперативно-розыскной деятельности как специфической
государственно-правовой формы борьбы с преступностью, которая реализуется
посредством проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий, а
также оперативно-тактических действий.
Как следует
из обращений граждан поступающих в адрес Верховного Совета Приднестровской
Молдавской Республики уже длительное время на практике возникают ситуации,
когда сотрудники органов внутренних дел в ходе проверок вступают во
взаимодействие с проверяемыми лицами с целью изъятия документов, различных
информационных материалов, в том числе на электронных носителях. В качестве
правового основания таких действий указывается подпункт д) пункта 2 статьи 5,
подпункт 1) подпункта б) пункта 1 статьи 6 Закона ПМР
«Об оперативно-розыскной деятельности в ПМР», статьи 13, 14 Закона ПМР
«О милиции».
Вместе с тем,
уполномоченные должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскные
мероприятия, не учитывают подпункт г) пункта 3 статьи 1 Закона ПМР
«О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля
(надзора)», согласно которому указанный Закон следует применять к отношениям,
возникающим при проведении оперативно-розыскных мероприятий, требующих
взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими
лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и
возлагающих на них обязанности по представлению информации.
Представляется
также очевидным, что положения указанного Закона следует распространять на
порядок осуществления исполнительным органом государственной власти, в ведении
которого находятся вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности
(орган внутренних дел), оперативно-розыскных мероприятий, требующих
взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими
лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и
возлагающих на них обязанности по представлению информации (часть вторая статьи
14 Закона ПМР «О милиции»), т.е. гласных оперативно-розыскных мероприятий.
Как следует из
поступающих в Верховный Совет ПМР обращений граждан, зачастую при проведении
оперативно-розыскных мероприятий уполномоченные должностные лица не всегда в
полном объеме обосновывают свои полномочия, цели, а также правовые основания
проведения оперативно-розыскных мероприятий. Правоохранительные органы в своих
запросах, ссылаясь на Закон ПМР «Об оперативно-розыскной деятельности в
ПМР», истребуют все документы организации за несколько лет работы, что не в
полной мере согласуется с принципами оперативно-розыскной деятельности,
указанными в подпунктах б), е), з), к) статьи 2 указанного Закона. При этом
необходимо принимать во внимание, что согласно пункту 1 статьи 5 данного Закона
оперативно-розыскные мероприятия проводятся в случаях, когда иным путем
невозможно обеспечить выполнение задач по предупреждению,
выявлению, пресечению, раскрытию преступлений и других задач, указанных в
пункте 2 статьи 3 данного Закона.
Учитывая
социальную и экономическую значимость вопроса обеспечения государством
благоприятного делового климата, очевидно, что возникает правовая необходимость
укрепления надежных гарантий, защищающих подконтрольных лиц от необоснованного
ограничения их прав, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности,
посредством толкования вышеуказанных законодательных норм.
В связи с чем,
руководствуясь пунктом 1 статьи 72 Конституции ПМР, в соответствии со статьей
91 Закона ПМР «О Регламенте Верховного Совета ПМР», прошу дать официальное
толкование подпункта г) пункта 3 статьи 1 Закона ПМР «О порядке проведения
проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» во взаимосвязи
с положениями подпункта д) пункта 2 статьи 5, подпункта а) пункта 1 статьи
13 Закона ПМР «Об оперативно-розыскной деятельности в ПМР» в части
установления необходимости применения Закона ПМР «О порядке проведения
проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» к отношениям,
связанным с проведением оперативно-розыскных мероприятий, требующих
взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими
лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и
возлагающих на них обязанности по представлению информации, в том числе при
проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками органа
внутренних дел.