Воскресенье, 05.05.2024, 11:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Василатий Олег Валерьевич

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 199

Главная » 2012 » Октябрь » 18 » Почему столько разговоров об инвестициях...
03:03
Почему столько разговоров об инвестициях...

Сложившаяся в экономике Приднестровской Молдавской Республики ситуация в экономической теории описывается как неполная занятость экономических ресурсов общества. В случае Приднестровья речь идет о как неполной занятости населения (т.е. безработице), так и о низкой загрузке производственных мощностей предприятий промышленности и сельского хозяйства, сферы услуг.

Данная ситуация является следствием непрерывного сокращения спроса на продукцию, производимую в Приднестровской Молдавской Республики. Следовательно, выход из неё  состоит в реализации государственных мер, способствующих наращиванию спроса на продукцию Приднестровья.

Совокупный спрос в экономике состоит из четырех компонент: расходов населения, государственных расходов, экспорта продукции и инвестиционных расходов производственного сектора. Государственная политика, направленная на экономическое развитие должна концентрироваться на тех элементах совокупного спроса, рост которых может дать в обозримой перспективе существенный стимул для экономического развития. Для определения данных компонент проведем небольшой анализ потенциалов каждого из направлений.

Потребительские расходы по оценкам Приднестровского Республиканского Банка[1] в 2011 году составили 7,81 млрд. руб. Из этой суммы 2,8 млрд. руб. (35,7 %) было израсходовано на приобретение продуктов питания, 3,26 млрд. руб. (41,9 %) – на приобретение промышленных товаров, 1,76 млрд. руб. – на оплату услуг. О том, много это или мало, говорит тот факт, что один житель республики в 2011 году в среднем тратил 1792 руб. в месяц. Эта цифра более чем в 10 раз ниже, уровня потребления в Греции – одной из самых неблагополучных стран ЕС.

При анализе потребительских расходов необходимо обязательно учитывать тот очевидный факт, что структура производственных мощностей нашей республики не позволяет удовлетворить ни сегодня, ни в какой-либо обозримой перспективе значительную часть потребностей населения. Это обусловлено тем, что  приднестровская промышленность попросту не производит целого ряда потребительских товаров и размеры рынка республики таковы, что организация производства этих товаров внутри страны экономически не целесообразна. Т.е. даже тот спрос, который сегодня предъявляет население, в значительной степени удовлетворяется только за счет импорта, и серьезных возможностей изменить эту ситуацию у Приднестровья нет.

Все сказанное говорит нам о том, что потребительские расходы не могут являться локомотивом вывода экономики из кризиса в силу того, что они попросту малы.

Государственные расходы Приднестровья главной своей характеристикой уже многие годы имеют «социальную направленность». Суть этой социальной направленности состоит в том, что основной удельный вес в государственных расходах составляет денежное содержание работников бюджетной сферы (в 2011 году - 46,4 %), финансирование питания, приобретения медикаментов и т.п. расходы. Структура и объем доходов государства таковы, что  2012 году бюджет исполняется с дефицитом финансирования социально-защищенных расходов. Таким образом, возможности государства по наращиванию спроса на отечественную продукцию могут быть охарактеризованы также, как и потребительские расходы.  В этой связи рассчитывать на государственные расходы в качестве действенного инструмента по выводу экономики из кризиса мы также не можем.

Экспорт продукции из Приднестровья в настоящее время ограничен только предпринимательскими способностями нашего общества (как предпринимательского сектора, так и государства), наличием производственных ресурсов экономики и ограничениями,  связанными с политико-правовым статусом Приднестровья. В этой связи стимулирование экспорта должно стать одним из основных приложения усилий по выводу государства из кризиса. Политика стимулирования экспорта должна включать действия по минимизации политических рисков приднестровских экспортеров и импортеров, активное продвижение всеми доступными государству средствами собственных товаропроизводителей на внешних рынках, стимулирование притока инвестиционных вложений  в экспортно-ориентированные отрасли хозяйства.

Инвестиционные расходы могут дать ощутимый, долгосрочный эффект состоящий в следующем:

- на первом этапе они обеспечивают приток капитала в экономику, аналогичный процессу роста любой компоненты совокупного спроса, попросту говоря, инвесторы (внутренние и внешние) дают заработок жителям Приднестровья;

- в случае иностранных инвестиций экономика с приходом инвестора получает гарантированный выход на рынки, на которых оперирует данный инвестор. Да и внутренний инвестор вряд ли будет вкладывать какие-либо ресурсы без уверенности в возможности сбыта произведенной в республике продукции;

- инвестиции обеспечивают рост, или, как минимум, сохранение производственного потенциала общества. Причем это касается как материальной составляющей производственного потенциала, так и трудовых ресурсов.

Таким образом, действенными направлениями государственной политики, позволяющими обеспечить экономический рост сегодня являются только меры по стимулированию экспорта и инвестиционных вложений в экономику. Причем, даже поверхностный анализ экспортных возможностей показывает, что их реализация не полностью, но, в весьма значительной степени, зависит от инвестиционной составляющей.

Именно поэтому Верховный Совет последовательно настаивает на ориентировании государственной политики на стимулирование инвестиционных вложений в экономику Приднестровья.

Говоря об инвестициях и инвесторах, важно не зацикливаться на образе зарубежного «богатого дяди», который приедет, вложит в экономику Приднестровья деньги и создаст нам райскую жизнь. Инвестиции осуществляются как внешними, так и внутренними инвесторами. Если внешние инвесторы, как правило, являются институциональными игроками, то в качестве внутреннего инвестора выступает любой предприниматель. Это может быть и крупная организация, и малое предприятие, и патентщик, т.е. все  те лица, которые вкладывает ресурсы в создание и развитие предприятий.

Любая здоровая экономика сама генерирует инвестиции. Рост внутренних инвестиций является ярчайшим свидетельством того, что граждане оценивают позитивно действия руководства страны и связывают своё будущее с родным государством. Экономика Приднестровья, несмотря на жесткие внешнеполитические условия, в которых она функционирует уже не один год, в состоянии генерировать  внутренние инвестиции. В частности, в 2011 году в Приднестровье согласно данным доклада Государственной службы статистики совокупный объём инвестиций в основной капитал составил 2,07 млрд. руб. (т.е. без малого почти 200 млн. дол.) и превысил уровень  2010 года на 11,3 %. Можем мы быть интересны и иностранным инвесторам. Прежде всего, конечно, российскому и украинскому бизнесу.

Но инвестор, будь то гастарбайтер, решивший вложить заработанные на чужбине деньги в собственное семейное дело на родине, или транснациональная корпорация, инвестирующая в строительство предприятия «с нуля», это не благотворитель. Любой предприниматель будет вкладывать деньги в той стране, в которой он видит перспективу. В чем же состоит эта перспектива? В первую очередь, конечно же, в возможности получить максимальную прибыль. Но наряду с этим всеми предпринимателями, независимо от размера их капитала,  ценится возможность быстро развернуть бизнес, уверенность в том, что никто на данный бизнес не покусится (ни бандит, ни рейдер, ни чиновник, прикрывающийся государственными интересами), возможность заниматься своим делом, а не подстраиваться под ежечасно изменяемые государством условия хозяйствования. Все описанные характеристики «перспектив государства» определяются специальным термином «инвестиционный климат». Строит данный инвестиционный климат государство путем принятия и неукоснительного исполнения законов.

Таким образом, государственная политика по выводу Приднестровья из экономического кризиса должна быть направлена на максимальное задействование тех ресурсов, которыми обладает общество.  Это возможно если Приднестровье найдет покупателей на свою продукцию. Единственным действенным способом увлечения спроса и расширения экспорта продукции является стимулирование инвестиционной деятельности. Именно эту задачу должно выполнить государство путем создания благоприятного инвестиционного климата и активной реализации инвестиционной политики.

Просмотров: 611 | Добавил: Basil-C | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz