Анализ
предложенного к рассмотрению проекта Концепции внешней политики Приднестровской
Молдавской Республики позволяет сделать вывод о соблюдении его разработчиками
правопреемственности внешнеполитического курса Приднестровской Молдавской Республики,
учете изменившихся внешнеполитических реалий, связанных, прежде всего, с активизацией
интеграционных процессов в странах Содружества Независимых Государств и Таможенного
Союза, а также о следовании курсом обозначенным народом Приднестровской
Молдавской Республики по итогам референдума 2006 года. В этой связи
представляется целесообразным принять предложенную Концепцию внешней политики
Приднестровской Молдавской Республики с учетом следующих замечаний:
1.
В подпункте д) части 4 раздела 3 «Цели и задачи внешней
политики» в качестве одной из задач внешней политики предлагается развитие
сотрудничества с «мировыми экономическими, финансовыми и гуманитарными
институтами и фондами». Опыт других государства неоднократно показывал, что
такого рода сотрудничество может быть пагубным, как для экономики государства,
так и его государственного суверенитета. Практика Российской Федерации,
Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, системообразующих
государств Европейского Союза направлена на отказ от сотрудничества с такого
рода организациями, либо существенное ограничение их деятельности внутри
страны. В этой связи представляется целесообразным исключить из проекта
Концепции внешней политики вышеуказанный текст.
2.
В разделе 4 «Основные приоритеты внешней политики», в
целях предотвращения возможных разночтений представляется целесообразным
заменить текст «урегулирование отношений с Республикой Молдова на основе самостоятельного и независимого развития
Приднестровья» на текст
«урегулирование отношений с Республикой Молдова на основе государственного суверенитета и независимости Приднестровья»
3.
В частях 9, 10 раздела 4.2. «Переговорный процесс»
применительно к двусторонним отношениям между Приднестровьем и Республикой
Молдова необоснованно используется термин «государственно-правовые отношения».
Необоснованность его применения обусловлена тем, что объектом
государственно-правовых отношений являются общественные отношения,
урегулированные нормами государственного права, т.е. совокупностью правовых норм, закрепляющих
основы общественного и государственного строя данной страны. Взаимоотношения между Приднестровьем и
Республикой Молдова в настоящее время могут быть отнесены только к
международным правовым отношениям.
4.
В части 9 раздела 4.2. «Переговорный процесс»
используется термин «всенародный референдум», однако такой термин отсутствует в
законодательстве Приднестровской Молдавской Республики. Применительно к смыслу
Концепции внешней политики целесообразно применение термина «республиканский
референдум», значение которого определено ст. 1 Избирательного кодекса ПМР и подразумевает
голосование граждан Приднестровской Молдавской Республики по наиболее важным
вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией
Приднестровской Молдавской Республики и ИК ПМР.
5.
В части 1 раздела 5.1. «Взаимодействие с Российской
Федерацией» в качестве обоснования необходимости стратегического партнерства
Приднестровья и Российской Федерации определяются «исторически сложившиеся
культурные, цивилизационные и экономические взаимосвязи между Россией и Приднестровьем». Есть основания
полагать, что использование термина «взаимосвязь» в данном случае не в полной
мере отражает сущность описываемых отношений. В этой связи представляется
целесообразным второе предложение 1 части раздела 5.1. изложить в следующей
редакции: «Исторически сложившееся культурное, цивилизационное единство и
экономические взаимосвязи между Россией и Приднестровьем в рамках единого
Русского Мира, наряду с геополитической заинтересованностью России в
общерегиональной стабильности, объективно определяют необходимость российско-приднестровских
отношений стратегического партнерства».
6.
В части 1 раздела 5.1. «Взаимодействие с Российской
Федерацией» представляется целесообразным наряду с механизмами
межведомственного сотрудничества обозначить также сотрудничество с регионами
Российской Федерации. Данное направление представляется более чем перспективным
в контексте развития взаимоотношений между Приднестровьем и Российской Федерацией.
7.
Подпункт г) части 4 раздела 7 «Внешнеэкономическая
деятельность Приднестровской Молдавской Республики» представляется
целесообразным изложить в следующей редакции: «обеспечение надлежащих условий
для международного транзита транспорта и товаров, предусматривающих наряду с
прочим соблюдение экономических интересов Приднестровской Молдавской
Республики». Данное уточнение направлено на то, чтобы реализация интересов
членов международного сообщества в
области международного транзита происходила параллельно с реализацией прав и
интересов приднестровских граждан, которые имеют такое же законное право на использование
транзитных путей, как и иностранные субъекты.